Новый закон защитит потребителей от навязанных дополнительных услуг

1005 580 gruzdev.ru

Каждый год нас, простых клиентов, обижают на десятки миллиардов рублей все подряд: от банкиров до риелторов и установщиков железных дверей. «Десятки миллиардов» не фигура речи, а жесточайший факт: по данным Судебного департамента при Верховном суде России, за год в спорах о защите прав потребителей в пользу граждан было взыскано более 20,3 миллиарда рублей. А сколько человек не дошли до суда? Теперь защитить свои права станет гораздо проще: правительство России подготовило проект поправок в Закон «О защите прав потребителей», детально прописывающий список недопустимых условий.

Всем, кто хочет заработать на нас, простых гражданах, придется запомнить: бизнес должен быть ненавязчивым. Нельзя заставлять человека покупать больше, чем ему нужно, не то, что ему нужно, и то, что ему совсем не нужно.

Недавно в Сочи трое аниматоров с большой дороги — в костюмах лошадей, подозрительно похожих на ослов, — назойливо приставали к гражданам, предлагая сфотографироваться. А после фото требовали деньги за свои «услуги». Кто отказывался, того покрывали отборной ослиной бранью. К счастью, на таких продавцов «счастья» управа нашлась быстро. Граждане вызвали полицию, полиция оформила протокол по статье КоАП «Мелкое хулиганство». Суд назначил каждому коню-вымогателю по пять суток административного ареста. Так что в данном конкретном случае за осла люди, продававшие свои ослиные услуги, ответили достаточно быстро.

Увы, так бывает далеко не всегда. Чаще всего вымогатели действуют так, что их к ответственности за хулиганство не привлечешь. Такие вымогатели носят строгие костюмы, говорят вежливо. Но суть от этого практически не меняется.

Разве не вымогательство, когда при покупке в кредит автомобиля банк заставляет гражданина, скажем, заключить еще договор на услуги ВИП-сопровождения (это реальный случай из судебной практики), включающие трезвого водителя по вызову, персонального менеджера, аварийного комиссара и т.п. В результате человек заплатил за и без того дорогой автомобиль на 20 процентов больше. При этом ни в трезвом водителе, ни в персональном менеджере покупатель не нуждался.

В конце прошлого года Банк России и Роспотребнадзор в совместном письме особо обратили внимание, что оба надзорных ведомства часто получают жалобы от граждан: при выдаче кредитов и займов кредиторы не дают людям возможности отказаться от дополнительных платных услуг. Чаще всего, конечно, банки заставляют граждан покупать страховки.

«Потребитель может в любое время отказаться и от уже купленной дополнительной услуги — при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов», — подчеркнули в Банке России и Роспотребнадзоре. Однако проблема в том, что сегодня гражданину приходится долго и тяжело судиться за свои права. А отказаться от «щедрого предложения» заранее — нет возможности. Потому никто договариваться с человеком не собирается. Либо плати и уходи, либо просто уходи.

Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что на практике нередко в договоры с потребителями включаются условия, которые противоречат закону и неоднократно признавались в судах недопустимыми.

«Подготовленный законопроект повышает гарантии защиты прав потребителей и предусматривает перечень условий, ущемляющих их права. Инициатива запрещает отказывать человеку в исключении из договора неправомерных условий», — пояснил Владимир Груздев.

Иными словами, теперь не придется спорить по каждому пункту, насколько он допустим. В законе все пропишут настолько конкретно, что спорить, по сути, будет не о чем. Как подчеркнул Владимир Груздев, инициатива предусматривает сроки компенсации потребителям убытков, возникших из-за включения в договор неправомерных условий. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления потребителем.

Для коммерсантов делать вид, что не знают и не понимают законы, будет себе дороже.

«Если продавец откажется в досудебном порядке удовлетворить законные требования потребителя, то решением суда может быть оштрафован в размере 50 процентов от взысканной суммы. Надо отметить, что этот штраф взыскивается в пользу потребителя. Таким образом, в случае судебного разбирательства клиент получит в полтора раза больше, чем ему полагалось бы в случае осуществления продавцом выплат в досудебном порядке», — рассказал Владимир Груздев.

Нередко дополнительные услуги навязывают банки при выдаче кредитов, так что платить приходится намного больше

Важный момент: список недопустимых условий не ограничивается только навязанными услугами. Проблема гораздо шире. Всего в предложенном перечне 13 пунктов, и каждый из них буквально выстрадан судебной практикой.

Председатель Правления АЮР также пояснил, что относится к недопустимым условиям. «Например, установление фейсконтроля в различных развлекательных заведениях, когда администрация наделяет себя правом пускать или не пускать людей по собственному усмотрению. Нельзя также ограничивать потребителя в способе защиты нарушенных прав. Так, в одном из случаев сеть спортивных магазинов в правилах оборота подарочных карт включала условие, что подарочные карты не подлежат возврату. Суд признал это условие ущемляющим права потребителей», — резюмировал он.