Владимир Груздев: Система обязательного страхования автогражданской ответственности не освобождает от ответственности стороны, виновные в нарушении

1271 848 gruzdev.ru

Правительство намерено защитить пешеходов, попавших в дорожные аварии, от дополнительных финансовых проблем.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела проект, предлагающий внести значительные поправки в закон об ОСАГО. Как пояснил «РГ» член правительственной комиссии, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в ходе правоприменительной практики выявился ряд проблем, которые и предлагается устранить

Один из ключевых вопросов: судьба пешеходов. По закону, страховая компания вправе предъявить регрессные иски посторонним виновникам аварии. Система работает так: сначала страховщики выплачивают свои обязательства. А потом пытаются компенсировать (хотя бы и частично) свои расходы за счет тех, из-за кого на дороге случилось ЧП.

Например, ответчиком по нынешним правилам вполне может стать пешеход, перебежавший дорогу в неположенном месте. Более того, если человек погибнет, страховая компания может прийти к его наследникам. Есть такое правило: дети отвечают по долгам отцов. Правда, только в рамках наследства.

«Система обязательного страхования автогражданской ответственности не освобождает от ответственности стороны, виновные в нарушении», уточняет Владимир Груздев.

Понятно, что у пешехода не будет дорожной страховки, так что расплачиваться ему придется из своего кармана. А ущерб может достигать несколько сотен тысяч рублей: ремонт машины — дело дорогое. К тому же автосервисы умеют выводить астрономические суммы даже из небольшой починки.

Если предложенные поправки будут приняты, пешеходы и их наследники будут выведены из регрессной системы.

«Предлагается полностью освободить от риска отвечать по регрессным искам пешеходов, ставших виновниками аварии, — подчеркивает Владимир Груздев. — Машина является источником повышенной опасности, и человек, который садится за руль, должен осознавать риски. Тем более было бы неправильно и неэтично взыскивать компенсации с наследников, если пешеход погиб в результате аварии». По его словам, проект вносит гуманные нормы и повышает эффективность регулирования в сфере ОСАГО.

Причем случай, когда страховщик попытался получить регресс с родственников погибшего в ДТП пешехода, реально был. Правда, закончился ничем. После того как СМИ в красках рассказали про эту историю, страховая компания отозвала свои требования. Однако юридически такая возможность у страховщиков до сих пор есть.

Так что отсутствие исков к родственникам погибших пешеходов на данный момент — воля страховщиков. Если завтра они захотят изменить свои подходы в этих вопросах, закон им не мешает. По крайней мере — пока не будут приняты предлагаемые поправки. Что же касается исков к оставшимся в живых пешеходам, то, по словам юристов, таких дел много.

Зато к водителям-виновникам вводятся более строгие требования. Плюс системы обязательного страхования в том, что правильный водитель не остается один на один с виновником аварии.

Человеку, который разбил свою машину по вине других, все возместит его страховая компания. А потом она придет к виновникам. Полис ОСАГО не означает, что водитель может влипать в неприятности бесплатно. Все зависит от уровня неприятностей и степени вины. Конечно, его страховая компания покроет убытки всем пострадавшим от лихачества своего клиента — в пределах полиса.

Когда размера полиса окажется недостаточно, чтобы замазать все царапины на чужих бамперах, дополнительные расходы должен компенсировать именно виновник аварии.

Другая ситуация: водитель грубо нарушал законы. Например, сел за руль пьяным. Тогда ему придется заплатить сполна за все разбитые им машины. Его страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, а потом взыщет с него расходы. Да, он ее клиент. Но он — виноватый клиент.

Закон об ОСАГО детально перечисляет случаи, когда страховщики имеют полное право подать регресс. Обсуждаемый проект расширяет перечень.

«Проект предлагает внести существенное дополнение: компании вправе обратиться с регрессным иском к тем виновникам аварии, кто отказался от прохождения медицинского освидетельствования на алкоголь», — сообщил Владимир Груздев.

По действующим правилам водителей, отказавшихся от медосвидетельствования, наказывают точно так же, как пьяных. Но получалось, что отказники не попадали под регрессное правило. Это нехорошо, и это будет исправлено. Более того, под регресс попадут и водители, скрывшиеся с места происшествия. Сейчас такого нет. Но в будущем — будет.

Еще одна новация — Российский союз страховщиков также получит право регрессного требования. Инициатива вносит и другие поправки. Например, законопроект уравнивает страховые полисы, оформленные на бумаге и выданные в электронном виде. «При этом не будет необходимости оформлять полисы на защищенных бланках, — рассказывает председатель правления АЮР. — Это максимально упростит контроль. Автовладельцу достаточно будет распечатать полис, приобретенный в электронном виде, чтобы предъявить его на дороге инспектору ГАИ. Уникальный номер, присвоенный каждому договору страхования, позволит автоинспекции оперативно проверять подлинность документа».